Положение о порядке разработки и утверждения образовательных программ - Образовательный центр "Успех"

logo
icon_tel_grn.png
Образовательный центр Успех
г. Саратов, ул. Шелковичная, д. 2, офис 27
8 (8452) 47-25-66,8-927-223-45-56
Наш E-mail: uspeh-saratov@mail.ru

Переаттестация мастеров индустрии красоты

Положение о порядке разработки и утверждения образовательных программ

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения по дополнительному образованию (далее — Программы) в ЧОУ ДПО «ОЦ «Успех».

1.2. Программы по дополнительному образованию являются обязательным документом с учетом:

  • требований компонентов федеральных образовательных стандартов;
  • Федерального закона о дополнительном образовании;
  • требований к уровню подготовки воспитанников;
  • объема часов учебной нагрузки, определенного тарификацией ОУ;
  • когнитивных особенностей и познавательных интересов воспитанников;
  • целей и задач образовательной программы учреждения;
  • Законов РФ «Об образовании»:

Глава 2 , статья 9 «Образовательные программы»

  • Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В РФ реализуются следующие образовательные программы:
  • 1)общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств);( в редакции Федерального закона от 17.06.2011 №145 ФЗ).
  • Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
  • (п. 8 введен Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ)Ф.

1.3. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения п.6, 7), образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, включающие учебные планы, рабочие программы учебных курсов, а также перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.

1.4. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ согласно учебному плану и графику учебного процесса.

2. Цели и задачи разработки программы.

2.1. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 26 «Дополнительное образование»)

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) Статья 26. Дополнительное образование.

2.2. Программа дополнительного образования разрабатывается в целях:

  • повышения качества образования;
  • обеспечения достижения обучающимися результатов освоения дополнительного профессионального образования и социализации их в обществе;
  • социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы через программы общей подготовки;
  • раскрытием творческого потенциала ;
  • развитием общей культуры, в том числе культуры обслуживания посетителей, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации профессиональной деятельности.

Задачи:

  • определение предметных компетенций, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данного учебного предмета (курса);
  • определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебного процесса образовательного учреждения и состояния рыночных условий.

2.3. Согласно п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», утверждение рабочих программ по учебным предметам относится к компетенции образовательного учреждения. Поэтому составитель рабочей программы может самостоятельно:

  • раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте;
  • устанавливать последовательность изучения дополнительного учебного материала;
  • распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;
  • разрабатывать перечень практических занятий;
  • конкретизировать требования к знаниям и умениям ;
  • выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности по программе.

2.4. Образовательные программы могут быть: обучающими, развивающими и практикоориентированными, т. е. удовлетворять интересы и потребности потребителей. Классификация программ по типу: Педагог дополнительного образования, начинающий трудовую деятельность в учреждении первый год, имеет право работать по учебно-тематическому плану с развернутым содержанием этого года обучения.

2.5. По цели и содержанию образовательные программы разделяются на:

  1. Познавательные - дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, ориентированы на мотивацию познавательной активности детей, подразделяются на продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые. Результаты образовательной деятельности не сводятся к количественному показателю знаний, операционных умений и технически-исполнительских навыков (хотя их наличие и не отрицается в качестве необходимого компонента познания). Здесь важно диагностировать динамику развития интеллекта, способность к поиску знания, постановки и решения проблем,
  2. Профессионаяъно-прикладные программы. Главная ценность программ – знания, умения и навыки в актуальной на сегодняшний день области науки, не преподающейся в школе.
  3. Досуговые. Цель данных программ – наполнить активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время личности. Формы и варианты «заполнения» могут быть самые разнообразные: развлечения, общение, игры, хобби и др., корректируемые целенаправленными усилиями организаторов и педагогов. Программы этой сферы обладают следующими специфическими особенностями: а) приближены к потребностям человека; б) должны быть внешне привлекательны, даже экзотичны, создавать впечатление легкой доступности или, наоборот, элитарности; в) неформальны, нестандартны в содержании, не тиражируемы; г) выполняют функцию восстановления физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, дают возможность отдохнуть.
3. Структура программы дополнительного образования.

3.1. По форме организации содержания:

1. Краткосрочные – сроки реализации до одного года. 2. Долгосрочные — сроки реализации от одного года и более. 3.3. Из Закона РФ «Об Образовании» (Статья 14. Общие требования к содержанию образования) 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. 2. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Образовательные программы учебных групп и детских коллективов должны иметь типичную структуру, оформляться в виде нормативного документа в соответствии с ГОСТом 6.38.90 и содержать следующие исходные позиции:

1)Титульный лист с необходимыми реквизитам 2)Разделы программы:

  • пояснительная записка;
  • учебно-тематический план;
  • содержание разделов программы;
  • прогнозируемые результаты реализации программы;
  • диагностика результативности;
  • тематическое планирование;
  • список используемой литературы (автор, название книги, место и год издания).

3.4. Титульный лист - это структурный элемент программы, который должен содержать:

  • название образовательного учреждения, согласно Уставу;
  • ответственный работник учреждения, утвердивший программу;
  • название программы;
  • категория слушателей, на которых она рассчитана;
  • срок реализации;
  • ФИО составителя программы;
  • год составления программы.

3.5.Пояснительная записка — структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его цели, задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.),рекомендации по их проведению, количество учебных часов, на которое рассчитана программа, возраст учащихся.

Следующим этапом пояснительной записки является раздел «Технология работы по программе», включающий:

  • описание сущности технологии и логики технологических действий;
  • обоснование принципов, лежащих в основе работы по программе;
  • выбор методов, приемов, средств и форм работы по программе;
  • условия реализации программы;
  • прогнозируемый результат описывается по годам обучения;
  • диагностика результативности работы по программе включает наличие и развитость способностей ребенка; коэффициент усвоения знаний и коэффициент полноты операций.

3.6. Учебно-методический план - отражает по годам изучения программы:

  • тему занятия;
  • количество часов, отведенное на изучение данной темы: на теоретические и практические занятия, всего.

3.7. Содержание рабочей программы

Содержание разделов программы - краткое изложение тем каждого раздела с указанием форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. В содержательной части программы раскрываются основные темы занятий, их содержание и обоснование; в методической части программы характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, система отслеживания и фиксации результатов, методика оценки знаний и умений обучающихся. Тема, лишь обозначенная в тематическом плане, здесь, раскрывается достаточно полно с указанием всех основных вопросов, прежде всего теоретического плана. Такого же полного раскрытия требует и практическая часть. Если в теме планируется практическое занятие или экскурсия, желательно указать место проведения, ее содержание.

3.8. Список используемой литературы рекомендуется составлять отдельно для педагога и учащихся.

4. Порядок и утверждение рабочей программы

4.1. Программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно по дополнительному образованию в соответствии с образовательной программой учреждения.

4.2. Педагог дополнительного образования представляет программу на заседании методического объединения для экспертизы соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания педагогического совета (методического объединения) указывается факт соответствия программы установленным требованиям.

4.3.По итогам обсуждения составляется «внутренняя» рецензия на образовательную программу. Рецензию составляет директор по общим вопросам.

4.4. «Внешнее» рецензирование (проводится специалистами в данной области деятельности), предполагающее оценку ее содержания в аспекте профиля обучения и используемой педагогом методики. «Внешнее» рецензирование проводится по авторским программам, подтверждая ее соответствие содержанию и методике профильной подготовки обучающихся современным требованиям в данной области деятельности.

4.5. Программу, прошедшую экспертизу, директор по общим вопросам представляет на согласование и утверждение. Рекомендация образовательной программе дается на заседании педагогического совета ( методического совета) – органа, полномочного утверждать нормативные документы. Решение о рекомендации образовательной программы для работы в объединение обязательно заносится в протокол педагогического (методического) совета.

4.6. Утверждается и вводится в действие образовательная программа директором учреждения.

4.7. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с директором по общим вопросам, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.

5. Компетентность и ответственность преподавателя.

5.1. К компетенции преподавателя относятся:

  • разработка программ дополнительного образования;
  • использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;
  • организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, иными локальными актами общеобразовательного учреждения;
  • отчетность о выполнении программы.

5.2. Преподаватель несет ответственность за :

  • невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
  • реализацию обучающимися не в полном объеме практической части программы в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);
  • качество навыков и умений обучающихся по дополнительному образованию;
  • нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации программы.

5.3. Общие требования к оформлению рабочей программы:

  • в тексте рабочей программы следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименование и обозначения в соответствии ГОСТ 8.417-2002;
  • текст рабочей программы должен быть выполнен с применение печатающих и графических устройств вывода ЭВМ (ГОСТ 2.004) на одной стороне листа белой бумаги. При выполнении текста программы необходимо соблюдать равномерную плотность, конкретность и четкость изображения по всему тексту. Текст программы рекомендуется печатать. Опечатки, описки, графические неточности, повреждения листов программы не допускаются.